Советы логопеда (Составила учитель-логопед Кузнецова М.Б.).
Общие движения (кинезитерапия).
Тренируем ритмичные движения разных конечностей:
- совершаем длительные прогулки на свежем воздухе;
- регулярно посещаем с ребенком бассейн и берем уроки плавания;
- учим ребенка ездить на велосипеде и регулярно совершаем велосипедные прогулки всей семьей;
- занимаемся ритмикой и аэробикой;
- записываем ребенка в танцевальный кружок;
- посещаем вместе с ребенком занятия по лечебной физкультуре (если имеются рекомендации врача);
- разучиваем вместе с ребенком простые стихи и декламируем их во время прогулок.
Развитие мелкой моторики.
Вечерами или в дождливую погоду можно:
- собирать мозайки, конструкторы, пазлы;
- перебирать крупы;
- играть с пальчиками (народная игра «Сорока» и т.п.);
- раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- вышивать (крупным крестиком);
- завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
плести из бисера; - лепить из пластилина, пластика, теста.
Как помочь ребенку развивать связную речь?
Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.
Альбомы
- Создавайте фотоальбом о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о домашнем любимце и т.п.
- Альбом нужно не просто сделать и убрать, а обсудить каждую фотографию.
- Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в
руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшой альбом для рисования и рядом записан рассказ ребенка, тогда взрослый может помочь ему при затруднении наводящими вопросами.
Рассказы ребенка
- Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делал.
Выслушайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.
Пересказы
- Просите пересказать то, что вы прочли ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
- Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об
увиденном тому, кто с вами не был.
Лучше исключить вовсе:
- Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино).
Такие фильмы, как правило, не несут в себе обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание и энурез.
- Покупку игрушек, раскрасок, картинок, изображающих монстров.
Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
- Изучение иностранных языков.
Норма в чужом языке может быть дефектом в своем (межзубное произношение свистящих звуков – норма для английского языка, грассирующее «р» - норма во французском, вибрация всей небной занавески – норма в немецком, но все это будут дефекты для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского языка, а учитель – закреплять старый (дефектный для нас), что спровоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть разными, но хорошими – никогда (заикание, энурез – недержание мочи, тики и т.п.).
- Обучение чтению.
Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук-буква». Для формирования рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.
О заданиях по методическим рекомендациям логопеда.
- Детский сад - не школа, и строгой системы домашних заданий тут быть не может.
Но есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни.
- Совокупность таких вопросов по какой-либо теме и называется заданием.
Эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т.е. родители хотят:
- знать, что изучает ребенок в детском саду;
- помочь ему или проверить его;
- наверстать упущенное по болезни;
- помочь ребенку закрепить пройденное;
- понять не усвоенное год-два назад;
- подготовить ребенка к школе.
- Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение заданий за него!
- Задания могут быть для подгруппы детей и конкретно для вашего ребенка – чаще всего на закрепление поставленных звуков.