Материал подготовила старший воспитатель Платонова Е.В.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
Дорожно-транспортный травматизм (далее - ДТТ) приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек.
Статистика показывает, что ежегодно на дорогах около 7 000 детей до 7 лет получают ранения и гибнут свыше 200 детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, гибель в результате ДТП является третьей по значимости причиной смерти для детей в возрасте 5-9 лет. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2010 годы составил 506246 человек, что в 2,3 раза больше, чем, например, численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве.
Уровень дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием пешеходов, а также уровень и тяжесть их последствий находятся в определенной зависимости и от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере, и от наличия культуры безопасного участия в дорожном движении.
Статистика ДТП свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях, причем причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети.
Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения (далее - ПДД), как водителями транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это
- переход проезжей части вне установленного для перехода места,
- переход на запрещающий сигнал светофора перед близко идущим транспортом,
- выход на дорогу из- за стоящего транспортного средства,
- игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее,
- нарушения ПДД при управлении велосипедами.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ).
От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Очень важно, чтобы соблюдение ПДД стало нормой и образом жизни детей и взрослых. Поэтому изучение ПДД целесообразно и необходимо начинать на самых ранних этапах образования. В соответствии с этим в Федеральном законе Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
В федеральном государственном образовательном стандарте, определено, что одной из сторон социально-коммуникационного развития является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе
Таким образом, обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей, которую необходимо решать посредством обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.