Составила воспитатель Иванова Оксана Александровна
Особенности развития речи детей раннего возраста
Второй год жизни – это время становления
и быстрого совершенствования речевых функций (основы всего психического
развития), то есть это сенситивный период развития речи.
Осваивая родную речь, дети овладевают
как фонетической, так и семантической
(смысловой) её сторонами. Самое важное изменение в речи ребёнка то,
что слово приобретает для него предметное значение. Ребёнок обозначает
одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по
какому-то существенному признаку или способу действия с ним. С появлением
предметных значений слов связаны первые
обобщения.
В
раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь –количество понимаемых
слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит
взрослый, называя окружающие его предметы Интенсивно развивается и активная
речь: растёт активный словарь (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество
понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Речевая
активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется
круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими
людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы
взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе.
Особенности развития речи в раннем
возрасте:
·
Развитие речи связано не только
непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую
деятельность по освоению предметов;
·
Формируется активная речь, которая
становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
·
Формируется регулирующая функция речи,
когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
·
Появляется ситуативная речь, понятная
исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
·
Возникает описательная речь;
·
Ребёнок воздействует с помощью речи на
себя и на взрослого;
·
Речь отражает опыт взаимодействия
ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия,
переживания, требования, предложения, желания;
·
Формируется слушание и понимание
литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и
помогает усвоить социальный опыт.