Автор-составитель Иванова Оксана Александровна
Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако педагогов и родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Возможно, данная статья поможет вам определится в данном вопросе.
Компьютер для самых маленьких
Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно увлекаться компьютерными играми. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Обычные карандаши помогут в этом гораздо успешнее.
Советские психологи (Л.Венгер) находили научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок, но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, которая лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы.
Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей В исследованиях многих психологов было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. А какой же ребенок не любит играть? Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе. То есть польза компьютера в развитии современного ребёнка, безусловно есть, если бы не одно « НО».
Всякое лекарство может стать ядом, если принимать его в неразумных дозах. Необходимо понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 10 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером, при попустительстве взрослых Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения, осанки ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
При всем преимуществе компьютерных игр они все создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения, особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в сложную ситуацию и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
Большой проблемой является нагрузка на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах. Время от времени посещайте офтальмолога.
Также, сидя за компьютером, ребёнок может получить сколиоз - искривление позвоночника. Контролируйте его, следите, чтобы он держал осанку, приучайте его к этому.
Вот несколько правил, которые учѐные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером:
-Ребѐнок может работать за компьютером не более 15 минут в день
-Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
-В течении недели ребѐнок может работать с компьютером не более трѐх раз.
-Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
-Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребѐнка.
- Расстояние от глаз ребѐнка до монитора не должно превышать 60 см.
-В процессе игры ребѐнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил правильной осанки ребѐнком.
-После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
- Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребенка С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. (По материалам http://baby.); портал о медицине http://www.medicinform.net/com