Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приеме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте.
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 2342.6) и ОКВЭД (85.11 — Образование дошкольное). - Функциональная карта.
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:- обучения;
- воспитания;
- развития.
- Характеристика функций.
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году. - Сведения о том, какие организации разработали профстандарт.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы
Нормативные документы
|
|
Приказ от 25 декабря 2014 г. N 1115н "О внесении изменения в приказ министерства труда и социальной защиты" | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минобрнауки России от 27.05.2015 № 536 "Об организации в Министерстве образования и науки РФ работы по разработке и применению профессионального стандарта" | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148-н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Федеральный закон от 02.05.2015 №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» |
В ст. 195.1 ТК РФ определены понятия профессионального стандарта – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и квалификации работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В ст. 195. 2 ТК РФ определён порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов. В ст. 195.3 ТК РФ определён порядок применения профессиональных стандартов. ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (статья 11 и 73) | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находиться и государственной собственности или муниципальной собственности» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Письмо Минтруда России от 06.07.2016 №14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 №122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 года N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Профессиональные стандарты
|
|
Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 №544-н (с изменениями от 25.12.2014 и 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 №613-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 №514-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 №10-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» | ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |
Приказ Минтруда РФ от 21.04.2022 №237-н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта"»
|
ознакомиться можно перейдя по ссылке здесь |