Материал подготовила воспитатель Кулиева Екатерина Александровна.
«ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК».
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Современные отечественные исследователи считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, во - избежание отклонений в формировании личности ребенка, приводящих к эмоциональному неблагополучию среди окружающих людей.
По словам известного психолога И. С. Кона, первое осознание ребенка самим себя происходит по принципу половой принадлежности. Даже маленький ребенок понимает, что он – мальчик или что она – девочка. И это самым существенным образом влияет на его дальнейшее развитие не только физиологическое, но и психологическое. В настоящее время уже не ставится под сомнение тот факт, что мужчины и женщины обладают различными особенностями.
Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:
Ø Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.
Ø Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше.
Ø Разное восприятие информации.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.
Ø Разные игровые пристрастия.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы.
Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.
Ø Отличие литературных героев.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок", «Стойкий оловянный солдатик». Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить девочку, это умение выбрать для себя лучшее. А выбор лучшего связан со способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все что ты задумаешь с любовью обязательно исполнится. А печали отойдут стороной:."
Самые распространенные ошибки, допускаемые при воспитании девочек:
Ø Недостаточный контакт с матерью в детстве не лучшим образом влияет на формирование чувства собственного достоинства и способность любить ( «Я никому не нужна, меня никто не любит, если меня не любит даже мама!»).
Ø Ограничение физических контактов с дочерью отца может привести к формированию установки: «Я не понравлюсь ни одному мужчине, если даже папа не хочет сидеть рядом со мной».
Ø Суровое наказание за участие в драках, мальчишечьих играх из-за опасения, что девочка может вырасти невежественной, грубой.
Ø Представление, что девочка обязательно должна быть послушной, тихой, безропотной, часто приводит к тому, что она будет в будущем терпеть психологический и физический дискомфорт.
Ø Частые объяснения типа: «Ты же девочка, поэтому должна…» - приводят к тому, что у дочери пропадает всякое желание принадлежать к женскому полу, и она стремиться быть как мальчик.
Самые распространенные ошибки, допускаемые при воспитании мальчиков:
Ø Отсутствие последовательности в воспитании ( за одно и тоже поведение, то наказывают, то хвалят).
Ø Несогласованность в воспитании между родителями: один наказывает, другой хвалит.
Ø Сравнивание с другими детьми, приведение их в пример, критика.
Ø Постоянное навязывание отрицательных установок: «Не бегай быстро, а то упадёшь!»
Ø Обучение наукам в ущерб физическому воспитанию.
Ø Слишком суровое отношение ради воспитания мужественности. Мальчикам нужны любовь, забота, ласка, внимание.
Ø Ссоры между родителями на глазах у сына.
Ø Предъявление слишком высоких требований.
Ø Потакание любому капризу, баловство.
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
Используемая литература:
М.А. Панфилова "Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье».
Сайт: http://aneks.spb.ru/