Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 20.09.2024, 10:38 |
Центр развития ребенка-детский сад № 24 Красносельского района СПб | |
Приветствую Вас Гость |
|
Развитие фонематических процессов у детей. Уважаемые родители и педагоги! Одной из главных задач педагогов и родителей является развитие речи у детей. Хорошая речь – залог успешного обучения в школе. Смешение звуков – один из наиболее распространённых недостатков речи у детей. Если ребёнок путает звуки в произношении, он перепутает их и на письме и это приведёт к неуспеваемости по русскому языку. Поэтому так важно правильное звукопроизношение и развитие фонематических процессов у детей. Фонема - минимальная часть слова(звук).Развитие фонематических процессов включает в себя: 1) развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов; 2) развитие умения разделять слова на звуки; 3) развитие умения объединять отдельные звуки и слова; 4) развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Далее предлагаю Вам упражнения, которые вы можете выполнить со своим ребёнком дома.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаиле Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле? — Кто ел из моей чашки? — Кто спал в моей постели? — Кто же был в нашем доме? И т.п. При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. УПРАЖНЕНИЕ № 2 Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п. УПРАЖНЕНИЕ № 3 Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке: мак—бак—так моток—каток—поток УПРАЖНЕНИЕ № 3 Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму: Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук) Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка) Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери) Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч) Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки) Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель) «Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик) Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки) Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед) Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч) То назад, то вперёд Может плыть... (пароход) Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка) УПРАЖНЕНИЕ № 4 Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога. та—та—та па—па—па ка—ка—ка фа—фа—фа на—на—на ва—ва—ва ба—ба—ба ма—ма—ма га—га—га УПРАЖНЕНИЕ № 5 Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно. Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д. УПРАЖНЕНИЕ № 6 Назвать первый звук в словах. Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть. Объяснить выделенные слова. Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У. Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У. УПРАЖНЕНИЕ № 7 Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы). Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду. УПРАЖНЕНИЕ № 8 Назвать первый и последний звуки в словах. Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики. УПРАЖНЕНИЕ № 9 Назвать звуки в сочетаниях. АУ УАИ Литература: Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000-32 с.
Материал обновлен 29.02.2014 г.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |