Расскажите детям о войне!
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?
Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи.
С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.
Старый альбом.
Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах - героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.
Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.
Бабушкин сундук.
Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
Песни военных лет.
Они встали в солдатский строй с первых дней войны. Песня делила с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с бойцами о разлуке с родными. Песня давала силы народу выстоять и победить! И у каждой песни своя история!
На третий день войны 24 июня 1941 года на первой полосе газеты «Известия!» и «Красная звезда!» были опубликованы стихи В.Лебедева-Кумача « Священная война!». Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии-А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора и уже на второй день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года. Так начался путь этой песни, ее пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, каждый день после боя курантов она звучала по радио!
Одной из самых популярных песен военной поры стала «Катюша!»-музыка М.Блантера ,слова М. Исаковского. В конце 1941года, когда решалась судьба битвы за Москву, на фронте появилось новое оружие- многоствольные реактивные минометы, которые солдаты стали любовно называть «Катюшами». Все сразу полюбили эту песню, она укрепляла веру в победу, напоминала о своем личном.
Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня « В землянке!»-муз. К.Листова, слова А.Суркова. Песня действительно родилась в «белоснежных полях под Москвой» в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу.
«Какая музыка была! Какая музыка звучала!
Когда и души, и тела война проклятая топтала!» ( .А. Межиров)
В дни войны каждый, от мала до велика, знал песню «Темная ночь!»- муз. Н.Богословского на сл. В, Агапкина.) Песня родилась в1942 г. в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца!». Музыка и стихи слились в песенный образ редкой простоты и щемящей душу лирической силы. А песня живет до сих пор,ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.
Послушайте фронтовые песни вместе с детьми. «Смуглянка!»(муз. А.Новикова сл.Я.Шведова), «Синий платочек!»-(муз. Г Петербургского,сл. М.Максимова), «Журавли»-(муз.Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова), День Победы»-(муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова) и другие. Они звучат и сегодня.. Они нисколько не постарели, они и сегодня все в строю…
Потому что в них отразилась большая душа народа.
Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Список художественной литературы,
которую можно прочитать в кругу семьи с детьми, а затем совместно обсудить полученные впечатления о прочитанном.
• Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть.
• А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу.
• С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
• Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
• В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. («Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
• А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юн бат Иванов».
• В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
• К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
• Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
• Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
• Л. Кассиль «Твои защитники»;
• С. Михалков «День Победы».
Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Вместе с ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов.
«В бой идут одни старики!», «Аты-баты, шли солдаты!», « А зори здесь тихие!»
Просмотрите только отрывки., так как дети очень впечатлительны и обсудите их вместе с детьми!
Составила: Ларичева Любовь Геннадиевна
(Музыкальный руководитель)
В работе были использованы материалы:
«Музыкальная палитра №45, 2010г
Журнала «Колокольчик»-(Патриотические праздники) 2010г.,
Книга «Праздник Победы!»-М.Картушиной (изд.Сфера,2013г.)