Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка, когда начинается его подготовка как участника дорожного движения, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.
Главная цель работы педагога – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. Она реализуется путём следующих задач:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения.
- Уточнить и расширить представление детей обо всех участниках дорожного движения.
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни.
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное воспитание маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей и окружающих людей, а так же педагога. Как показала практика, успех обучения детей Правилам дорожного движения на дорогах и улицах возможен только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Обучая детей Правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео и диафильмов, настольные, дидактические сюжетно-ролевые игры и целевые прогулки.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по формированию навыков безопасного поведения около дороги, которые проводятся в группе.
В младшей группе на целевых прогулках происходит знакомство с улицей, наблюдение за работой светофора, наблюдение за автомобилем и пешеходным переходом.
В средней группе происходит знакомство с улицей и дорогой, сравнение легкового и грузового автомобилей, правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
В старшей группе на целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии, дети знакомятся с перекрёстком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах пешеходов, наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора.
В подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением спецтранспорта, пассажиров на остановке, расширяют знания об инспекторах ДПС ГИБДД, продолжают знакомиться с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляются правила употребления пространственной терминологии: навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т.д. дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них.
Целевые прогулки проводятся по дорогам микрорайона в разное время года, показывая детям как взаимодействуют пешеходы и транспорт, происходит знакомство с работой светофора, назначением дорожных знаков, у детей развивается наблюдательность, концентрация внимания, целостность восприятия дорожной среды. Видя реальные картины дорожного движения у детей есть возможность рассуждать об увиденном. Увиденное и узнанное на целевых прогулках дети отображают в художественно-продуктивной деятельности, а так же в словотворчестве: составление небольших рассказов, сказок и стихов.
Целевые прогулки – это наиболее эффективная форма работы по обучению Правилам дорожного движения т.к. дети лучше усваивают материал, когда они могут увидеть воочию, потрогать, ощутить, даже почувствовать запах дороги, услышать звуки города.