Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 22:10

Центр развития ребенка-детский сад № 24 Красносельского района СПб

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Автоматизация звуков

Автор: М.Б. Кузнецова, учитель-логопед

Родителям об автоматизации звуков.

Процесс автоматизации поставленного звука является необходимым этапом в устранении нарушений звукопроизношения у дошкольников и, проводя его, специалистам ДОО и родителям следует помнить, что он является трудным, тяжелым процессом для нервной системы ребенка, так как связан с широким использованием активного торможения. Ребенку приходится тормозить в речи неправильное, но привычное для него произношение звуков и говорить правильно, но непривычно.

Автоматизация звуков имеет свою последовательность и осуществляется по принципу от простого к сложному. Сначала проводится автоматизация изолированного звука. Для этого используются выработанные неречевые ассоциации: песенка комарика (звук [З]), корабль плывет (звук [Л]), тигр рычит (звук [Р]), проводят ее, как правило, учитель - логопед и воспитатели по заданию логопеда. Далее поставленный звук автоматизируется в специальных играх и упражнениях. Например: «шагаем по ступенькам» - произнесение слогов ле-ля-ле-лю с повышением и понижением голоса; «рисуем елку, волны, море, океан» - рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов са-су-со-сы.

Следующий уровень – автоматизация звука в словах. Сначала подбираются слова, содержащие уже отработанные в слогах звукосочетания: са-са-са-коса, ас-ас-ас-ананас, сты-сты-сты-мосты. Слова подбираются таким образом, чтобы автоматизированный звук находился в разных позициях в слове: в начале, середине и конце слова. Автоматизация звуков в словах осуществляется в процессе их повторения за взрослым: логопедом, воспитателем. На данном этапе в работу включаются родители. Воспитатели и родители оперируют со словарным материалом, подобранным учителем-логопедом. Учитель-логопед выдает карточки со словами для повторения, родители переписывают карточки в тетрадь взаимосвязи и повторяют слова с ребенком несколько раз за 2-3 дня. Автоматизированный звук произносится утрированно, например: [ш] – шшапка, [с] – носсс ; если звук находится в середине слова, то нужно сделать остановку перед произнесением автоматизируемого звука, чтобы ребенок выбрал правильное положение языка: [л] – бе/ ллка, [р] – па/ ррта.

Далее – автоматизация звука в предложениях. С этой целью логопедом подбираются предложения, содержащие множество слов с автоматизируемым звуком. Автоматизация [Р]: предложения из 3-х слов (Тигры громко рычали.); предложения из 4-5 слов (По тропинке пробежала рысь. Матрос поднимается по трапу корабля). Автоматизировать звук можно и в таких видах работы, как:

- ответы на вопросы полным предложением;

- составление предложений по сюжетной картинке, по предметной картинке;

- составление предложений по опорным словам, предложенным в правильной и начальной грамматической форме. Например: краска, Рая, помидор, красный, раскрасить – Рая раскрасила помидор красной краской. На этом уровне автоматизации родители могут сами подбирать речевой материал для автоматизации, но не придумывать и не предлагать детям для повторения слишком длинные предложения, перегруженные словами с автоматизируемым звуком.

Затем наступает очередь автоматизации звука в текстах. Этот уровень автоматизации рекомендуется начинать с разучивания небольших потешек, стихов, так как ритмизованный текст дети легче запоминают и лучше воспроизводят. Кроме того, автоматизировать звук в тексте можно и составляя рассказ по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному началу, концу или заглавию, а также при пересказе прочитанного текста. Отличие этого уровня автоматизации от предыдущих заключается в том, что родители пользуются не только тем лексическим материалом, который предлагает логопед, но и могут сами выбирать тексты, картинки, рассказы, соблюдая некоторые условия, например: рассказы не должны быть слишком длинные и сложные, предложения в них могут быть простые и сложно-сочиненные; сложно-подчиненные предложения не должны содержать более 2-х предложений. Картинный материал также должен соответствовать возрастным критериям и, желательно, должен соотноситься с лексическими темами, изучаемыми в процессе коррекционно-развивающей работы в течение учебного года. Для этого можно пользоваться тетрадями связи с учителем-логопедом, в которых предлагались задания по формированию лексико-грамматического строя и связной речи детей для 32 лексических тем. Можно использовать лексический материал, придуманный самостоятельно, рассказы из личного опыта, выдуманные рассказы, используя при этом план, опору на заданные слова, объясняя значение незнакомых для ребенка слов и оборотов речи. Полезно совмещать составление рассказов и пересказ предлагаемых рассказов с рисунками детей, а небольшие рассказы, придуманные детьми, рекомендуется не только сопровождать рисунками, но и записями этих рассказов (если ребенок умеет писать печатными буквами), совершаемых с помощью взрослого. Предлагаю пример автоматизации звука [Л] в тексте.

Инструкция: послушай слова, составь из этих слов предложения. Затем из этих предложений составь рассказ. Придумай заглавие и расскажи получившийся рассказ. Нарисуй растения, растущие в поле и в лесу, подпиши под рисунками их названия.

Алла, гулять, луг, на.

На, луг, расти, колокольчики, лютики.

Алла, срывать, цветы, плести, венок.

Алла, зайти, лес, в.

Под, елка, увидеть, ландыши.

Алла, наклониться, нюхать, ландыши.

Она, оставить, ландыши, около, елка.

И, наконец, заключительный уровень – это автоматизация звука в спонтанной речи. На этом уровне роль логопеда резко снижается и возрастает роль микросоциального окружения. Окружающие ребенка люди должны постоянно контролировать произношение звука ребенком и поправлять при необходимости. Делать это необходимо спокойно, но твердо и постоянно, не делая «выходных» и «каникул» по принципу: «Я сегодня устала и не буду тебя поправлять», или: «У меня много дел, говори, как хочешь». Работа по автоматизации звуков и родителями, и специалистами должна проводиться целенаправленно и систематично.

Желаю успехов!

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Сообщество

Copyright MyCorp © 2024